СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
СОВРЕМЕННАЯ
начальная школа
Можно включать профориентационные игровые процедуры в структуру уроков
начальной школы. Например, такие ролевые игры, как «Магазин» (на уроке математи-
ки), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира). В таких
играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной.
Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продав-
цов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидак-
тическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура об-
щения).
Игры способствуют расширению знаний учеников о многообразии профессий, обо-
гащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о матери-
алах и инструментах врача, автослесаря, художника, летчика, программиста и т.д. Для
этого можно использовать такие игры, как «Угадай профессию», «Профессия на бук-
ву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный
инструмент или материал, например, расческа, поварешка) и т. д.
Профориентационная работа может проводится на уроках и во внеурочной деятель-
ности.
Все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у
младших школьников интереса к труду взрослых. Профессиональная ориентация на
уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профес-
сии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и зна-
чения данного предмета в жизни и деятельности людей. На уроках окружающего мира,
например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о
профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.).
При изучении темы «Природа нашего края» познакомить учащихся с особенностями
труда людей своей местности. Например, детям предложить решить кроссворд, в кото-
ром по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали –
предметы труда данного профессионала. На уроках русского языка младшие школьни-
ки также могут выполнять задания, связанные с той или иной профессией. Например,
при проведении словарной работы можно использовать следующие слова: директор,
врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Младшие школь-
ники записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные, которые
необходимо запомнить. Это же задание можно представить в игровой форме. Напри-
мер, помоги цапле правильно расставить буквы: в.сп.татель, учит.ль, в.дитель,
п.л.ц.йский. Также на уроках русского языка учитель может выдать детям карточки с
различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7
предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод,
грелка, зеленка и т.д.). Таким образом, для более эффективного воспитания в детях ин-
тереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс
обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут
успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на
внеурочных профориентационных занятиях.
Исходя из содержания занятия или урока, можно провести короткие рассказы и бе-
седы, устные и письменные упражнения, выполнение практических работ и опытов,
решение задач, чтобы пробудить или усилить интерес учащихся к предмету, к опреде-
ленной профессии, познакомить их с отраслями народного хозяйства, предприятиями,
учреждениями, с условиями труда и другими вопросами.
Профориентационная работа может осуществляться через внеурочную деятельность. При
организации профориентационной деятельности во внеурочной работе разрабатывается про-
грамма. Она может быть выстроена, опираясь на классификацию профессий, предложенную
Е. А. Климовым, ориентироваться на востребованные профессии города (области).
Могут использоваться при проведении профориентационной работы различные
средства. Средство обучения (СО) – это объект, который использован учителем и уча-