полтора часа в воскресенье по утрам - «В гостях у сказки». Первые свидания с этими
детскими телевизионными передачами начинались в 4 года. Сейчас современный ма-
лыш знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в воз-
расте до 1 года. А все потому, что родителям становится намного удобнее покормить
малыша, убраться в квартире, заняться любым делом именно в тот момент, когда ребе-
нок цепляется взглядом на яркие картинки, сменяющих друг друга и доносящиеся из
этих устройств. Игры, рисование, лепка уходят на самый последний план, уступая ком-
пьютерным играм и мультфильмам.
Для маленького ребенка демонстрируемый видеоряд остается набором расплывча-
тых картинок непонятного содержания, что препятствует развитию его восприятия. Ре-
альный сенсорный опыт дети могут получить только при теплом тесном контакте, об-
щении с родителями, близкими. Непрекращающийся поток непонятных стимулов не
способствует развитию мышления и других психических функций. Для того, чтобы по-
знавать реальный мир предметов ребенку, в первую очередь, необходима своя, соб-
ственная активность, а не виртуальная.
Детское мышление в этом возрастном периоде характеризуется центризмом, недиф-
ференцированностью, проявляется в том, что ребенок, вычленяя из целого отдельные
части, не может связать их друг с другом и с целым, он не способен установить связи
между разными деталями ситуации, не способен отделить причину и следствие. Также
мышление в дошкольном возрасте характеризуется анимизмом (одушевление неживо-
го), ребенок проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся
предметы: солнце, море, цветочек, дерево. Именно здесь объективная и субъективная
реальность не разделяются, вследствие этого дети верят, что Дед Мороз действительно
приносят им подарки, баба Яга существует, а различные «бабайки» крадут непослуш-
ных детей, тем самым страхи как бы овеществляются сознанием.
В связи с этим информация должна быть не пугающей, не травмирующей, чтобы
возрастные детские страхи не перешли в ранг паталогических, или невротических.
Нечеткая дифференциация фантазии и реальности, причины и следствия, определен-
ных закономерностей жизни, явлений, событий приводит к повышенной внушаемости,
впечатлительности, ранимости. Любая информационная продукция этого возраста,
наоборот, должна возбудить в ребенке любознательность, обогатить жизнь, стимулиро-
вать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и
эмоции, а главное, способствовать повышению уверенности ребенка в себе и своем бу-
дущем. Психологи всегда рекомендовали и рекомендуют для достижения этих целей чи-
тать с детьми сказки, но многие родители на это скажут, что сейчас можно включить пе-
ред сном сказку-мультфильм, и все, проблемы решены! Это не так. Вряд ли взрослые по-
сле просмотра очередного мультипликационного фильма обсуждают с ребенком такие
темы, как: о чем был этот мультик, какие персонажи в них добрые, а какие злые, пра-
вильно ли поступил главный герой? Нередко дети даже затрудняются определить пол
героя, к какой группе он принадлежит (люди, животные, сказочные герои и пр.). Дети не
воспринимают и не воспроизводят в игре только что просмотренный сюжет, который, в
принципе, может остаться до конца так и не понятым, при этом особо понравившиеся
мультики дошколята смотрят по 5, а то и по 15 раз. Единственное, что они делают в сво-
ей игре, это по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты, иногда
добавляя их фирменные фразы и словечки. Еще один немаловажный момент: дети смот-
рят фильмы перед сном одни, родители приходят позже, когда надо выключать телеви-
зор. Самым лучшим вариантом для семьи была бы та ситуация, где близкий человек чи-
тает сказку ребенку, во время чтения которой он (ребенок) успевает (!) отследить сюжет,
задает интересующие его вопросы, ему становится понятен стиль, язык сказки. Сказка
способствует развитию воображения ребенка, выполняющая в этом возрасте аффектив-