СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
СОВРЕМЕННАЯ
начальная школа
5) Развитый фонематический слух влияет положительно на формирование фонети-
ческой стороны речи у младшего школьника [2]. Причины плохо развитой речи у пер-
воклассников могут быть различными, например, плохое развитие фонематического
слуха (недостаточное развитие умения слышать, различать и узнавать звуки и их соче-
тания), нарушения в развитии артикуляционно-речевого аппарата (неправильное про-
изношение отдельных звуков, недостаточно внятная и выразительная речь, медленный
темп), бедный словарный запас, недостаточное развитие звукобуквенного восприятия,
грамматических навыков и звукобуквенного анализа.
Фонематический слух – это дифференцированный слух, заключающийся в способ-
ности различать фонемы русского языка по: твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.
Обучающимся в первом классе при недостаточном развитии фонематического слуха
трудно различать слова, которые отличаются одним звуком, например, коза-коса, доч-
ка-точка; в слове неправильно выделяют первые звуки: цапля-с, щётка-ш; последние
звуки: лещ-ш, морковь-в. Также учащиеся не могут проводить анализ звукового состава
слов, например, назвать второй, третий звуки в слове, сколько всего звуков в слове, по
порядку назвать все звуки в слове.
Исследователи Н. А. Чевелева и Т.Б. Филичева придают особое значение развитию
фонематического слуха. Они предлагают упражнения, которые направлены на развитие
фонематических процессов, разработанных с учётом возрастных особенностей. В мето-
дике обучения русскому языку фонетические упражнения рассматриваются как вид за-
даний, целью которых будет являться формирование навыков фонематического слуха у
учащихся. На этапе обучения грамоте упражнения такого вида связаны с формировани-
ем у учеников фонетических умений и навыков. Работа по развитию слухового воспри-
ятия проводится вместе с работой по развитию произношения. Такой процесс обучения
делится на три этапа. На первом этапе дети учатся чётко воспроизводить гласные зву-
ки, слышать и выделять их в ряду звуков. Предлагаются упражнения, по удержанию в
памяти ряда, состоящего из двух, трёх гласных звуков. Правильное произношение от-
рабатывается на примере простых согласных звуков, которое сочетается с умением
слышать и выделять эти звуки в ряду других. Также дети определяют наличие данных
звуков в каком - либо слове. Больше внимания уделяется на запоминание таких слого-
вых рядов, как от – то, ёт – тё. Такие слоги произносятся с разной силой голоса, инто-
нацией, выделением ударного слога. С использованием разного дидактического мате-
риала, с помощью игр, осуществляются упражнения, направленные на придумывание
слов с каким – либо звуком, узнавание этого звука в слове, отбор картинок. Когда уча-
щиеся смогут свободно определять наличие звука в слове, они переходят к определе-
нию места звука в слове. Также, когда ученики освоили гласные и согласные звуки, они
могут переходить к изучению обратных слогов, например, ом, ат, ик.
На втором этапе новым является для учеников разделение звуков по принципу:
звонкости, глухости; твёрдости, мягкости; продолжается работа по закреплению навы-
ков первого этапа. На материале уже изученных звуков учащиеся тренируются в опре-
делении позиции согласного звука в слове, составлении слогов по типу су – со, ар – ра.
В это же время обучающиеся учатся определять гласный в положении после согласного
(дом, сок, мак), в конце второго этапа ученики уже могут в устной форме анализиро-
вать такие слоги как та – то – ту, соединять отдельные звуки и преобразовывать их.
Также дети усваивают термины: гласные звуки, согласные, слог, слово, предложение.
На третьем периоде обучения даются упражнения по звуковому анализу. Главной еди-
ницей здесь уже является не только отдельный звук, но и целое слово. Обучающиеся
учатся разделять слова на слоги, используется схема в качестве зрительной опоры. К
концу третьего этапа учащиеся уже сами могут проводить анализ и синтез однослож-
ных слов (мяч, дом, лук), слов с двумя согласными (мно, глу, гро) и таких слов как