СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
СОВРЕМЕННАЯ
начальная школа
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нрав-
ственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный
множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так
и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший ин-
теллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной
воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повсе-
дневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и
доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не
только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в со-
временном обществе, но и дают представления о последствиях, нарушения норм или
последствиях данного поступка для окружающих людей.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она от-
крывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений. Чтение художественного произведения в начальных классах являет-
ся важнейшим источником нравственного воспитания младших школьников. К.Д.
Ушинский писал: «...то литературное произведение нравственно, которое заставляет
дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль,
выраженные в этом произведении». Читая литературные произведения, дети учатся
разбираться в поведении и поступках людей, чувствовать добро, осуждать зло.
Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, вос-
питывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности.
Поведение героя литературного произведения для младших школьников нередко слу-
жит эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные. Те-
мы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в дет-
скую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает вместе с
ними, любит их или нет, но в любом случае не остается в стороне. Литература для де-
тей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его
достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истины и
что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализи-
ровать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу. [2]
В начальной школе по программе системы учебников «Начальная школа XXI века», на
изучение творчества Валентины Осеевой отводится достаточное количество времени. Рас-
сказы Валентины Александровны помогают формировать нравственные ценности.
Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзыв-
чивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья
бывают жадными, невнимательными, трусливыми.
Творчество этой писательницы проникнуто огромным желанием научить детей различать
добро и зло, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из ее коротких рассказов глубо-
ко может проникнуть в душу читателя, заставить задуматься. В повествованиях В.А. Осеевой
появляются образцы человеческих отношений, которые помогают детям научиться честности,
уважению и любви к людям, быть чуткими к тем, кто их окружает.
Ребята, учатся анализировать поступки героев, отвечают на такие вопросы: «Кого вы
одобряете, а кого - осуждаете?»
В увлекательной форме, на понятных детям примерах В.А. Осеева помогает понять своим
маленьким читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или,
наоборот, исцелить человека. В своих рассказах - притчах писательница подскажет как по-
строить отношения со сверстниками, решить возникшие «детские» проблемы. Например, зна-