СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
СОВРЕМЕННАЯ
начальная школа
2. Взгляды на патриотизм в летописях.
3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Ро-
дине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к
природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости,
предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью,
необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней,
принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако
национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство.
Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его
характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению,
культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно
любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается инди-
видуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи
патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.
Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное само-
определение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других
народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, язы-
ке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены
воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой ча-
стью души ребёнка, началом, продолжающим личность.
Исходя из вышеизложенного наметились следующие приоритеты:
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в
нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает
детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, пого-
ворки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особен-
ности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление
о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговор-
ками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечелове-
ческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом
сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, при-
баутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное
будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные пози-
ции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое
место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отноше-
ние к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотиче-
скому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются
накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями, поведе-
нием птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с