СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
СОВРЕМЕННАЯ
начальная школа
для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове
имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например, [С],
[Ш], [Р] и др., то остальные звуки слова должны быть простыми в этом отношении .
Фонематический синтез
Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной после-
довательности: [С], {А], [Д]; [Д], [О], [М]; [Р], [У], [К], [А]; [П], [О], [Ч], [К], [А] (Вол-
кова Г.А., 2004).
Далее логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нарушенной
последовательности: [М], [О], [С]; [О], [Л], [Б]; [У], [Ш], [А], [Б]; [А], [М], [Р], [К], [А]
(Волкова Г.А., 2004).
Фонематические представления
Ребенку предлагается подобрать слово на заданный звук. Инструкция: «Назови сло-
во со звуком [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]» (Волкова Г.А., 2004).
Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в
названии которых имеется данный звук. Например, на звук [С]: самолет, стакан, сыр,
сумка, сосна.
Особенности словарного запаса
Исследование номинативного словаря
Логопед выясняет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда,
обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние жи-
вотные, дикие звери, растения, школьные принадлежности транспорт, картины приро-
ды.
Далее ребенку предлагается назвать предмет по его описанию. Инструкция: «Как
называется предмет, в котором варят суп?» Ответ ребенка: «Кастрюля», или «Как
называется предмет, которым копают землю?» - «Лопата» .
Затем устанавливается знание обобщающих слов по указанным выше группам; спо-
собности подбора синонимов к группе слов. Например, слова, которые можно исполь-
зовать для подбора синонимов: ОСТОРОЖНОСТЬ, БОЕЦ, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ,
ВРАЧ, НЕНАВИСТЬ и т.д.
Подбор родственных однокоренных слов: ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ВОДА, СЛЕД, РАДОСТЬ.
Исследование атрибутивного словаря
Ребенку предлагается подобрать определения к словам
ТУЧА, ЛЕС, НЕБО, ДОРОГА, МАМА, КНИГА, ДОМ.
Употребление относительных прилагательных. Инструкция: «Стол какой (деревян-
ный) а стакан?» Ответ ребенка: «Стеклянный». Слова для предъявления: ВАТА, ЗА-
МОК, РАНЕЦ, ШУБА, ВАЗА, СНЕГ, РЕМЕНЬ, МОРЕ, МЕД, ЛИСТ.
Подбор антонимов. Слова, которые можно предложить детям: МОКРЫЙ, МЯГКИЙ,
ОСТРЫЙ, ТОНКИИ, ПРИЛЕЖНЫЙ, ЛОВКИЙ, РОБКИЙ, МУТНЫЙ, СПОКОЙНЫЙ
и т.д.
Исследование предикативного словаря
Ребенок называет действия по предъявленному предмету: щука - плавает, змея - ...,
ласточка - ..., кузнечик. Ребенок называет изображенные предметы с характерными для
них действиями.
Ребенок называет слова, обозначающие крики животных и птиц: домашних - мычит,
ржет, хрюкает, лает, рычит, мяукает, гогочет, кукарекает, кудахчет, крякает и др.; ди-
ких- воет, тявкает, рычит, фыркает, квакает, кукует, стрекочет, каркает, чирикает и др.
Используются предметные картинки.
Ребенок называет действия людей различных профессий: маляр — красит, портной
... (шьет), врач ... (лечит), парикмахер ... (стрижет), кузнец ... (кует), летчик ... (летает),
тракторист ... (пашет).