СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
СОВРЕМЕННАЯ
начальная школа
детьми. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, усло-
вия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с уче-
том их интересов, способностей.
Одним из показателей результативности внеурочной деятельности является повышение
уровня сформированности социально приемлемых личностных качеств обучающихся.
Далее изучим возможности, условия организации внеурочной деятельности для реа-
лизации процесса формирования личностных качеств обучающихся.
Для эффективного решения социального заказа общества: воспитание социально
гибкого, компетентного, ответственного, самостоятельного, решительного, нравствен-
ного и т.д. гражданина нашей страны, необходимо использовать образовательный по-
тенциал внеурочного времени.
Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность, становится
развитие личности школьника. Внеурочная деятельность обогащает и дополняет раз-
витие детей на уроках. Различные формы работы (проекты, экскурсии и др.) позволяют
детям раскрыть свои таланты, свой потенциал, познать себя как личность, осознать
свои возможности, научиться свободно взаимодействовать со сверстниками и учителя-
ми, открыто выражать свое мнение. Т.е. это открывает путь для самореализации каждо-
го ребенка. Тем более, что внеурочная деятельность предполагает организацию занятий
по интересам, в соответствие с потребностями, возможностями детей разных возрастов.
В воспитании, ориентированном на развитие личности ребенка, взрослые должны быть
партнерами в процессе воспитания личностных качеств, носителями качеств и мотивов, ко-
торые являются образцом для ребенка. Партнерские отношения с детьми, основанные на до-
верии, уважении, сотрудничестве и диалоге, открытое совместное действие предоставляет
человеку возможность проявить инициативу, участие, влиять на деятельность (проба, ана-
лиз, обсуждение). Сотрудничество лежит в основе субъект-субъектного взаимодействия лю-
дей, оно предполагает умение слушать другого, получение и интерпретацию полученного
опыта впечатлений, и создание мотивации для создания новых взаимодействий.
В процессе учебного сотрудничества (учитель – обучающийся, общеклассное взаи-
модействие, др.), взаимодействия у детей появляются деловые отношения, которые
развивают инициативность, умение слушать и слышать, понимать, оценивать людей,
принимать их точку зрения. А также дети получают представления о ценностях, усваи-
вают ролевые нормы поведения. Ребенок учится дифференцировать и осознавать от-
ношение к разным людям, осваивать модели поведения с ними. Тактика сотрудниче-
ства в воспитании способствует развитию ответственности, пониманию, уважению
другого человека, взаимопониманию, самоконтролю, самосознанию. А также это спо-
соб усвоения культуры. Взрослый как носитель культуры, знаний, общественных норм
через взаимодействие с ребёнком формирует у него социальную активность, позволяет
расширить опыт. При этом результат выборочного усвоения человеком культуры (цен-
ностей) лежит в основе формирования качеств личности и её индивидуализации. Со-
трудничество как совместная деятельность, направленная на достижение единых целей,
в младшем школьном возрасте имеет форму наставничества (доминирует роль взрос-
лых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысле-
ние ими единства целей) и партнерства (при относительном равенстве совместных уси-
лий). Ребенок получает возможность в процессе внеурочной деятельности усвоить об-
разцы поведения, принятые в обществе, сформировать в себе определенные личност-
ные качества, поскольку они формируются из мотива и способов поведения. Устойчи-
вость качеств зависит от наличия у ребенка потребности, стремления соблюдать опре-
деленные образцы поведения (сильный и длительно действующий мотив поведения) и
от формирования привычки действовать соответственно норме (постоянство усваивае-
мых форм поведения) на добровольной основе. Формированию этих факторов может