СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования
окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек дол-
жен трудиться — это его долг. Неслучайно именно по отношению к труду народ судит о
человеке: «Коня узнают по зубам, человека по делам»; «Не тот плох, чья одежда худа, а
тот, кто в работе негож никуда».
Какие же задачи стоят перед семьей по трудовому воспитанию дошкольников?
Прежде всего, детей необходимо подвести к выводу о том, что все вещи и предметы,
которые нас окружают, сделаны руками людей, старшим поколением. А за это надо ува-
жать и заботиться о них, бережно относиться к результатам их труда.
Как же укрепить любовь к труду? Прежде всего, нужно разъяснить цель труда. Для
чего маленькая девочка помогает матери протирать пыль в комнате, а для того, чтобы
семья жила в чистой квартире, чтобы вредная пыль не попадала в нос, горло, не вызывала
болезней. Пыль вредна, с ней нужно бороться.
Так изо дня в день открывается перед ребенком весь сложный трудовой процесс, где
люди работают для людей, где каждый приносит пользу. Всем известно, что знания без
умения ничего не стоят. Поэтому следующим нашим правилом является выработка у де-
тей трудовых умений и навыков. Умению работать учат и в детских садах, и в школах,
но главная школа — это его семья.
Обычно родители велят детям помыть посуду, протереть пыль, вынести мусор. Но
только понимающая мама предложит своей дочери: «Давай мы с тобой испечем пече-
нье». И понятно, почему не следует такое приглашение - ребенок будет мешать. Между
тем какую радость могла бы испытать девочка от такой совместной работы. Она увидела
бы плоды своего труда — на тарелке вкусное, красивое печенье.
Дети, особенно дошкольники, с удовольствием работают вместе с родителями. При-
мер труда родителей их увлекает, они горды сознанием того, что им доверено участие в
семейном труде. Хорошо, когда то или иное занятие носит постоянный характер.
К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что до-
школьников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный
жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка. Но это глубоко ошибочное рассуж-
дение родителей. Есть и такие родители, в том числе и матери, которые считают, что до-
машний труд — это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В резуль-
тате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел». Родители должны быть уверены в
том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда. При
этом надо учитывать их возраст и возможности. Большую роль в приучении мальчиков к
домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух вы-
сказывается, что то или иное дело женское, то сыновья, естественно, начнут стыдиться
домашней работы и отказываться от нее. Освобожденные от домашнего труда дети вырас-
тают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой - неуважительно относящимися к
труду. А.С. Макаренко писал: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут
люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не поте-
ряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.
И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые не умеют обслуживать сами
себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, а если им никто не помогает,
живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
Одно из главных условий воспитания трудолюбия серьезный интерес родителей к
труду детей - учебному, домашнему, общественно полезному. Родители постоянно
должны проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своих
детей, в ее результатах. Известно, что ученье самый важный труд. Но не ученье и не труд
воспитывают ребенка, а, как говорил В.А. Сухомлинский, радость труда. Будет ли труд
радостным или безрадостным — это зависит от того, как мы его организуем. Труд радует
ребенка хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим.