Игра «Липкие материалы». Испытать съедобные материалы: тесто, мармелад, шоко-
ладную пасту; несъедобные: глину, пластилин, замазку, мокрый песок, размокшую га-
зету. Учить ребенка самостоятельно действовать руками, поощрять попытки общаться.
Дидактические игры: «Я пеку, пеку, пеку», «Кот лепил себе пирог», «Конфетки - ба-
раночки», «Урожай собирай».
Игра «Разные поверхности». Используются натуральные предметы, специально под-
готовленные поверхности. При соприкосновении с разными поверхностями нужно до-
биваться активизации чувственного анализатора, определяя фактуру предъявленного
предмета.
Использовать: «Волшебные дощечки», «Узнай на ощупь овощи (помидор, огурец),
фрукты (яблоко, апельсин)».
Учиться видеть тактильно-кинестетические свойства предъявленных предметов
(гладкий - шершавый- колкий; легкий- тяжелый).
Игра «Вода». Использовать брызгалку, емкость с водой, водопроводный кран, душ,
шланг, лейку. Менять количество разбрызганной воды, брызгать на все части тела, ме-
нять температуру воды. Варианты: цветная, мыльная вода.
Дидактические игры: «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Рыбка плавает в пруду».
Игра «Воздух». Варьировать скорость движения воздуха и температуру (теплый - хо-
лодный), держать веер ближе, дальше; дуть на лицо, другие части тела ребенка.
Использовать: веер, собственное дыхание, фен.
Дидактические игры: «Воздушный шар», «Непослушная ватка», «Холодный - теплый
ветерок».
Дидактические игры: «Из какой ткани эта вещь?», «Шьем кукле платок», «Сапожки
русские», «Чьи башмачки?», «Чудо дерево».
2. Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия
предметов.
Игра «Туалетные принадлежности». Используя пену для бритья, взбить в тазике
мыльную пену, трогать ее, запускать руки внутрь пены, наносить ее на руки. Показать,
что можно делать с мыльной пеной.
Использовать, крем для рук, гель для волос, туалетное мыло, зубную пасту.
Дидактические игры. «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Волшебная щетка».
Игра «Играем со спагетти». Позволить ребенку самостоятельно возиться с макаро-
нинами. Положить на поднос, спросить и показать, что с ними можно делать: резать,
рвать, жевать, выкладывать разные фигурки и дорожки.
Использовать: мусс, желе, шоколадную пасту, мякоть банана.
Дидактические игры: «Мягкое - твердое», «Ломается - режется», «Вкусно - невкусно».
Игра «Моделирование». Исследовать свойства теста: крутить, мять, бросать, раскаты-
вать, резать, отщипывать, вырезать фигурки с помощью формочек. Познакомить ребенка
с формочкой, пластиковым ножом, показать различные действия с тестом. Похожие дей-
ствия можно проделать с глиной, пластилином.
Дидактические игры: «Съедобное - несъедобное», «Фигурки из теста», «Овощи и
фрукты».
Игра «Сухие материалы»: брать с ладони, пересыпать, насыпать в емкость, «ри-
совать» дорожки, фигурки. Выполнить подобные упражнения с мукой, рисом, пес-
ком и т.д.
Игра «Что привез Мишутка?» Узнавать на ощупь, какой предмет привез Мишутка.
Назвать игрушку, предварительно обследовав ее в мешочке, вынуть, показать, выпол-
нить с ней какое-либо действие.