СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования
уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в
стремлении быть похожими на них, оказывать помощь.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-лич-
ностного развития детей — считается важной частью педагогической деятельности.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской
душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре
страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались
педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С.
Макаренко, В. А. Сухомлинский.
Патриотическое воспитание детей должно основываться на краеведческой работе,
проводимой в детском саду.
Краеведение — это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических
проблем, особенностей населения, истории и культуры. С помощью краеведения воспи-
танники начинают понимать, что наш мир – это хрупкий, беззащитный, живой организм,
жизнь которого зависит от его отношения к нему и только от нас, взрослых – педагогов,
родителей - зависит элементарное осознание маленьким хозяином беззащитного мира
природы и величия человека, любящего, уважающего свое отечество и живущего в нем.
Цель работы по краеведению является пробуждение патриотических чувств у детей
дошкольного возраста средствами краеведческой деятельности, т. е., обеспечить широ-
кую направленность содержания образовательно – воспитательного процесса по озна-
комлению детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и руко-
творным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочета-
ющей в себе нравственные, моральные и гражданские черты.
Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:
− Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в дет-
ском саду, своим близким.
− Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на
основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
− Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечествен-
ников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
− Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение,
мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посред-
ством специальных игр и упражнений;
Работа по реализации поставленных задач строится по следующим этапам:
1. «Я и моя семья». Дети знакомятся с ближайшим окружением. Воспитывая любовь и привя-
занность к своей семье, родному дому, своим близким, оформлен фотоматериал к альбому «Моя
семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные
праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, папы!»», «Когда семья вместе – тогда
и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение
к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
2. «Детский сад» Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его со-
трудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому,
что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени отчеству».
3. «Родной город. Родная природа» Любовь к природе – одно из проявлений патрио-
тизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего
мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание де-
тей больше узнать о родной природе.
В младших группах происходило знакомство детей с природой участка детского сада, про-
водили целевые прогулки в разные времена года, чтобы дети увидели красоту природы,