СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования
создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную пред-
метно- пространственную среду, которая является формой познания окружающего мира,
потому что только когда проникаешься духом времени, можно понять, какими был наш
город, чем занимались люди, их быт и промыслы, что для них было важно и ценно.
Мини-уголок – это специально организованное пространство группы, где расширя-
ется кругозор и ребенка, и взрослого, совершенствуется образованность, воспитанность
и происходит приобщение к вечным ценностям. Мини-музей занимает небольшое про-
странство. Это может быть часть группы, спальни, раздевалки, коридора. Он создан для
самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно; может быть результатом или
частью какого-либо проекта, не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются
настоящим музеям. Обычно в музеях запрещают своим посетителям прикасаться к экс-
понатам, а мини-музеи содержат экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и
даже играть. Одно из главных условий данной работы заключается в следующем: дети
дошкольного возраста должны видеть важность и необходимость своих усилий. Хоро-
ших результатов можно достичь, соблюдая главное условие – это активная деятельность
воспитанников при работе с материалом в мини-музее. Желание потрогать, почувство-
вать и подержать в руках экспонаты музея, а особенно посмотреть, как они работают, всё
это находит объяснение в детском от природы любопытстве. Эта особенность, без-
условно, привлекает детей. Появление интереса делает обучение более эффективным,
стимул к познанию, полнота восприятия, прочность запоминания. Для создания мини-
музея дети сами принимают участие. Если в обычном музее ребенок – лишь пассивный
созерцатель, то здесь он – соавтор, творец экспозиции. И не только дети, а также их ро-
дители, бабушки, дедушки, братья, сестры тоже принимают активное участие. Ведь
именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выпол-
няют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Каждый мини-музей – результат
общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей (создать полноценный мини-
музей можно только в тесном взаимодействии с родителями). Систематизация работы по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педаго-
гики в условиях ФГОС решает следующие задачи: - раскрыть возможности мини-музея
в дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании детей; - вос-
питывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу; - вызвать у детей интерес, уважение к истории, народной культуре; - зна-
комить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народ-
ного быта; - воспитывать у детей гордость за свою страну, её историю; - расширять кру-
гозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с народными тради-
циями; - развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении зага-
док и рассказов о народных традициях; - способствовать активному вовлечению родите-
лей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
В нашей группе «Почемучки» в детском саду №135 Адмиралтейского района совмест-
ными силами педагогов – Юлии Юрьевны и Светланы Спиридоновны и семей воспитан-
ников был организован историко-краеведческий мини – музей «Петербурговедение».
Мини-музей – это опыт совместной детско-взрослой деятельности для развития нрав-
ственно-патриотического воспитания. Собраны книги, журналы, буклеты, архитектурные
фотографии, куклы и многое другое. Работа над обучением детей музейному восприятию
мира начинается со старшей группы и продолжается в подготовительной. Огромный плюс
– интерактивность музейной работы в детском саду. В нашем мини-музее дошкольники
рассматривают альбомы, книги, фотографии, слушают рассказы, есть интерактивная
доска, где в онлайн – режиме можно посетить музеи. Каждый элемент уголка «Петербур-
говедения» помогает научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружаю-
щих вещей, готовность понимать и принимать систему иных ценностей, т. к. музей– это