СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования
публичной сферы в глобальном мире - раздробленность, мозаичность - модифицируют
формы взаимодействия, не приводя к взаимопониманию, что затрудняет гражданский
диалог [6]. Количество интернет-пользователей с каждым годом растет, тем самым рас-
тет и количество физически слабых и больных людей на планете. Известно, что недоста-
ток физической активности приводит к серьезным негативным последствиям: излишки
адреналина накапливаются в организме и могут способствовать развитию психических
расстройств. Человек становится агрессивным, неуравновешенным, нетерпеливым.
Начинается медленный, но стойкий процесс не только физической, но и нравственной
деградации личности. Отсутствие личного контакта со сверстниками, предпочтение вир-
туальной действительности, отказ от реальности способствуют развитию десоциализа-
ции личности.
В связи с этим возникает необходимость искоренить данную проблему в самом
«начале пути» - дошкольном возрасте. Тем более, результаты исследования, опублико-
ванные в январском номере журнала “JAMA Pediatrics”, доказали, что физическая или
нравственная деградация человека в силу тех или иных обстоятельств начинается
именно в возрасте трех и пяти лет. В этот период идет активный рост всех систем орга-
низма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга,
поэтому необходима физическая активность - активные игры на свежем воздухе и про-
гулки [5]. В этом возрасте начинается приобщение детей к спорту и здоровому образу
жизни, воспитание нравственных качеств.
В рамках данной статьи мы не ставим целью рассматривать физическую культуру как
сферу социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья и развитие фи-
зических способностей детей дошкольного возраста. В условиях современного общества
физическое воспитание в дошкольном возрасте должно решать задачи формирования и
развития не столько физических (ловкости, гибкости, выносливости, силы воли, дисци-
плинированности, ответственности, и т.д.), сколько нравственных качеств личности.
В.С. Безрукова в энциклопедическом словаре педагога предлагает следующее опреде-
ление термина «нравственность»: «Нравственность – это способность человека действо-
вать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными зако-
нами. Нравственность определяется решительным стремлением людей добровольно и
естественно поступать согласно принятыми в обществе идеальными этическими поняти-
ями. Непринятие нравственности – это отказ быть человеком в единстве и гармонии со
всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самими собой и своей совестью»
[1]. В.А.Блюмкин более детально рассматривает данное понятие, выделяя несколько ти-
пов нравственных качеств:
1. Коллективистские качества, которые включают в себя коллективизм, отзывчивость,
чувство солидарности и товарищества, чувство долга, ответственности.
2. Гуманистические качества, подразумевающие человечность, благородство, доверие к
людям, доброжелательность, чуткость, тактичность, чувство собственного достоинства,
гордость, скромность, простота.
3. Комплексные качества, характеризующие осуществление личностью основных целей
морального регулирования: нравственная активность, включающая в себя способность к
самоотверженности и готовность к подвигу во имя общего блага, справедливость, благо-
дарность, бескорыстие, не завистливость, чувство соревнования.
4. Качества, связанные с особенностями морального регулирования: чувство чести,
честность, порядочность, искренность, прямота, правдивость, принципиальность, вер-
ность, развитая и чуткая совесть, моральная чистота [2].
Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Данную пословицу
можно интерпретировать следующим образом: только физически активный, крепкий,
сильный, здоровый человек способен изменить мир к лучшему, т.е. не просто творить